Какие инфраструктурные проекты будут работать?

Это классическая головоломка, с которой обычно сталкиваются правительства. Какие проекты наиболее выгодны в долгосрочной перспективе? Как крупные дорогостоящие проекты влияют на динамику долга и макроэкономическую стабильность? В то время как в развивающемся мире необходимы крупные инвестиции в инфраструктуру, правительствам зачастую трудно определить наиболее выгодные проекты.

Как правило, инструменты, используемые для оценки проектов, различаются в правительстве. Кроме того, существующие модели часто являются сложными, отнимающими много времени и не учитывают локализованное воздействие конкретных проектов или не в состоянии оценить полное воздействие на экономику. По мере роста аппетита к крупным инфраструктурным проектам в развивающихся странах, вероятно, возрастет потребность в адекватной, удобной для пользователя модели.

Учитывая это и в ответ на запрос нигерийских властей, мы разработали упрощенную модель, которая оценивала влияние конкретного проекта на экономику. Модель была разработана для оценки влияния этого инвестиционного проекта на дискретный набор макроэкономических переменных, таких как торговля, рост, инфляция и задолженность. Для этого он был специально разработан для учета роста спроса, который произошел в ходе реализации проекта, а также предполагаемого воздействия ожидаемой отдачи от проекта на экономику. Эта модель помогает лучше понять, как выполнение инвестиционных проектов влияет на устойчивость долга, поскольку в анализе устойчивости долга часто не учитывается экономическое воздействие заемных средств и чрезмерное внимание к их финансовым условиям.

В качестве тестового примера мы использовали проект плотины Кандаджи в Нигере для моделирования макроэкономического воздействия крупного инфраструктурного проекта. При достаточно большой стоимости проекта — оцениваемой в 785 млн. Долл. США или около 10% валового внутреннего продукта (ВВП) Нигера в 2013 году — было крайне важно оценить чистое влияние, которое проект окажет на экономику Нигера.

Интересно, что мы обнаружили, что доходы, полученные в результате проекта, добавят 0,45% к ВВП, а возросший спрос на внутреннее производство на этапе строительства проекта увеличит ВВП страны на 0,25% по сравнению с текущим прогнозом. Модель также показала, что некоторые сектора, такие как строительство и транспорт, выиграют от возросшего спроса на этапе строительства, и после ввода в эксплуатацию плотина в первую очередь увеличит производство сельскохозяйственной продукции и выработку электроэнергии.

На этапе реализации проекта будет происходить заметное увеличение импорта, что отрицательно скажется на платежном балансе. Тем не менее, после завершения проекта произойдет благоприятный сдвиг с точки зрения торговли, когда импорт снизится до нормального уровня в сочетании с ростом экспорта. Также было оценено влияние проекта на динамику долга и макроэкономическую стабильность. Хотя затраты на программу являются значительными, поскольку значительная доля финансирования является льготной, по оценкам модели влияние на дефицит бюджета и долговое бремя для правительства будет ограниченным.

Наша цель — эта модель позволит правительствам получить долгосрочное представление о макроэкономических последствиях, прежде чем они предпримут крупные инфраструктурные проекты, с тем чтобы они могли сделать осознанный выбор. С минимальной настройкой модель может использоваться для оценки проектов или программ в различных секторах и может быть воспроизведена в разных странах.